История
«Уж ты, степь ли, моя степь,
Степь широкая.
Далеко ты, степь, пораскинулась…»
Юго-запад Урюпинского района. Здесь когда-то проходила граница между землями Войска Донского и Воронежской губернией. Тучные черноземы, чистое поле с такой высокой травой, что в ней мог спрятаться всадник вместе с конем. Здесь шумели травы, выли волки, гуляли вольные ветры да снежные морозные метели. И все-таки места здесь замечательные, особенно красивы в весеннюю и летнюю пору.
В начале XIX века эта земля под названием Дикое Поле была обжита и большей частью принадлежала московскому помещику М.Т. Щукину. Здесь находилась его усадьба. На месте этой усадьбы с 24 декабря 1930 года и начинается история нашего поселка, тогда совхоза «Искра», название которому местные власти решили дать в честь 30-летия ленинской газеты «Искра».
Когда в декабре 1930 года на место щукинской усадьбы прибыли первые руководители и рабочие будущего совхоза, здесь стояли два дома и было оборудовано несколько землянок. В округе на расстоянии нескольких, а то и десятка километров – хутора Колесники, Дубровка, Громленовка, Шемякино, Дряглово, Успенка, Манино. Трудное было начало становления совхоза, многие пугались бытовой неустроенности, жестоких зимних холодов и уходили. Но невероятными усилиями оставшихся уже на следующий год поселок украсился новыми жилыми домами, появилась автотракторная мастерская, контора, столовая, магазин, клуб, отделение связи. Наряду с освоением целины и богатых урожаев местные жители в последующие годы получили электростанцию, радиоузел, типографию газеты «Искра».
С рождением совхоза встал остро вопрос об образовании квалифицированных кадров. Ликвидация безграмотности среди взрослого населения была очень важной задачей того времени. Росли вопросы трудящихся. И, чтобы избежать текучести кадров, необходимо срочно организовать для детей рабочих школу.
Уже в 1930 году в совхозе открыта начальная школа. А в 1931 году за школьные столы сели вместе с детьми и их родители. Специального школьного помещения не было, парт, наглядных пособий тоже не было. Вместо парт били длинный стол и скамейка в отведенной под школу комнате, которая находилась в первом двухэтажном доме-конторе (в комнате на втором этаже жили семьи рабочих).
С течением времени в совхозе открывается семилетка, затем восьмилетка и, наконец, средняя школа (с 1939 года).
Вот что пишет бывший директор совхоза Родимин Макар Федорович: «Я помню, как меня таскали тогда за то, что я не по назначению растратил средства на организацию этой школы. Открыли среднюю школу мы без санкции Наркомпроса и ОблОНО. Нам пришлось с сентября до нового года содержать школу за счет совхоза и родителей. Учащиеся в это время много помогали во всех сельскохозяйственных кампаниях. И это все окупилось. В то время в Добринском районе еще не было средней школы, была средняя школа только в Урюпино. Когда мы в совхозе открыли среднюю школу, а она была одна из первых из всех совхозов области, у нас стали оседать квалифицированные кадры, все лучшие приезжали к нам в совхоз как из нашей так и из Воронежской области, просили принять их. А это потому, что у рабочих и специалистов подрастали дети и нуждались в среднем образовании. Все дорожили местом в совхозе. За хорошую работу директор совхоза премировал ребят школы набором инструментов духового оркестра. Я пригласил руководителя оркестра. Так при школе образовался неплохой оркестр. Вот мы, бывало, родители-рабочие, служащие, как управимся с полевыми работами, и погуливаем по совхозу, а оркестр нас подбадривает. Я, как руководитель совхоза, и весь коллектив совхоза очень гордились тогда шкальным коллективом.»
Школа – это ведь не только помещение, оборудование. Это прежде всего люди, причастные к ней. Нельзя не вспомнить директоров, возглавлявших нашу школу со времени ее основания.
Это: Ащеулова А.И. Маслов Г.А. Глебездин В.М. Зуев П.С. Мольявина В.С. Голосеев К.М. Иванов И.В. Чертовский А.Г. Фомичев П.К.Федорова Л.И.Меркулов В.И. Беспалова З.С. Зуева Н.И.
Коллектив школы во главе с директорами жили в тесном сотрудничестве с совхозом. Нет той отрасли сельскохозяйственного производства, где бы не участвовали школьники и учителя. Уже первые учащиеся начальной школы в 30-е годы вносили посильный вклад в становление совхоза. В период интенсивных полевых работ несколько девочек-подростков оставались за нянек, поскольку еще не было детского сада. На одну девочку приходилось порой по 11 – 13 малышей в возрасте от 1 до 3 лет. И справлялись!
Остальные – вместе с родителями. Кто на прополке сорняков на хлебах в поле, которая проводилась вручную, т.к. других средств борьбы еще не было. Кто подвозит холодную родниковую воду в поле, кто организует пионерские посты по охране урожая. А мальчишки вместе с отцами – механизаторами готовы осваивать технику. И домашнее хозяйство оставалось на тех же детях. Вместе с тем постоянно идет борьба за хорошую и отличную успеваемость.
В предвоенные годы совхоз значительно перевыполняет все плановые показатели по производству зерновых и животноводческих продуктов. Народ почувствовал прилив сил, радость свободной жизни, труда. Детей в совхозе становилось все больше.
Но 22 июня 1941 года мирную жизнь нарушил германский фашизм. Рабочие совхоза в основном ушли на фронт. За трактора сели мальчишки и девчонки – подростки.
Школьники не только заняты на сельхозработах, понимая что надо делать «все для фронта, все для победы». Школа по-прежнему остается очагом культуры, местом организации жизни детей в военное время. Под руководством педколлектива дети готовят сводки с фронта, распространяют печать, займы, продолжают учебу.
В 1942 году совхоз был эвакуирован, а в 1943 после разгрома фашистов под Сталинградом, жители вернулись на свои земли. Многие мужчины не пришли с войны, техника и скот резко были сокращены и изношены. Все тяготы военного времени и первых послевоенных лет легли в основном на плечи женщин, стариков и детей. После войны жизнь постепенно налаживается. Вернувшиеся с фронта труженики совхоза помогают поднимать хозяйство.
Школа тоже расширяется. Под среднюю школу переоборудованы два двухэтажных здания (в одном из них ранее был клуб, столовая, магазин). Теперь в одной из двухэтажек начальные классы, школьная мастерская, библиотека, столовая. В другом здании – с 5 по 10 (11) классы. В школу поступают средства по учебно-методическому комплексу. Одновременно продолжаются работы по благоустройству поселка при непосредственном участии школьников. Нельзя не помянуть добрым словом школьного биолога Агапову А.П. Это сейчас «Искра» утопает в зелени парков, садов, в разноцветии клумб и выглядит как оазис в степи. А скольких трудов стоило озеленить поселок! Поначалу привезет в совхоз саженцы плодовых деревьев, березок, рыбин, каштанов, ив, ученики с Анастасией Петровной и другими педагогами посадят их по улицам возле домов, а через несколько дней их уже нет – съели козы или коровы. Потом постепенно люди стали огораживать насаждения, палисады, и сами стали сажать деревья. За зданием школы разбит был школьный сад.
В совхозе действует типография газеты «Искра» под руководством редактора Ащеулова (тираж 350 экземпляров). Газета выходит три раза в неделю, в ней всесторонне отражается жизнь совхоза, страны, и в каждом номере печатаются школьные вести. Вот, например, в газете за 24 декабря 1939 года напечатана статья «Праздник встречаем отличными отметками»
Газета «Искра» за 24 мая 1940 год – статьи об итогах экзаменов
(К. Семенов); стихотворение Юрина П.И. «Мечта школьника»; статья о работе школьной газеты «Костер», где отражается школьная жизнь во всех ее аспектах.
Под руководством пионервожатых налаживается тимуровское движение. Ребята активно помогают одиноким престарелым и больным людям – колют дрова, копают огороды, пишут письма, убираются по дому, осенью копают картошку, зимой расчищают снег и просто так забегают проведать своих подопечных.
В этих зданиях школа работала в 50 – 80-х годах. Разнообразна и интересна жизнь в пионерской дружине имени А.Гайдара и в комсомольской организации. Учебно-воспитательная работа отражена в планах классных руководителей, в классных уголках. Целенаправленно проходит трудовое воспитание школьников в школьной мастерской (учитель Гордиенко В.Ф., инструктор по изучению трактора Захаров А.П.). Один день в неделю отведен на производственное обучение в совхозе на полях и на фермах (уборка картофеля, свеклы, тыкв; уборка и побелка на свиноферме и в коровниках; работа по уходу за поросятами; работа овощеводческого звена на совхозной овощной плантации в период посадки, прополки и полива овощей). А как интересна была организована опытническая работа на пришкольном огороде под руководством Агаповой А.П.!
На контрольных грядках вырастали невиданных размер овощи, ребята ежегодно вывозили их на выставку на августовскую конференцию учителей в район и получали призы. За работу на уборке урожая на линейке 1 сентября руководство совхоза награждало школьников денежными призами и ценными подарками. Так дети приобщались к сельскохозяйственному труду, оставались после окончания школы в родном селе.
За годы работы школы сложилось немало традиций. Школа по-прежнему является центром культуры на селе. Мероприятия по эстетическому, интернациональному воспитанию, по привитиям навыков этики поведения планомерно проводились не только в школе, но зачастую и в совхозном клубе, т.к. актового зала в школе не было. Это и новогодние балы, обязательно костюмированные, обязательно с номером художественной самодеятельности по защите костюма. Это и тематические вечера «Алло, мы ищем таланты», «А ну-ка, девушки!», вечера политической песни под руководством замечательного учителя немецкого языка Гайдуковой В.Г., где кроме концерта обязательно была ярмарка солидарности, которая пользовалась огромной популярностью среди населения совхоза. Вырученные деньги отправлялись в Фонд Мира. На этих вечерах в клубе был всегда аншлаг.
Активы пионерских дружин и комсомольской организации постоянно следили за успеваемостью в школе. Активы отрядов и комсомольских групп организовывали «скорую помощь» отстающим и слабоуспевающим учащимся, прикрепляя к ним «сильных». В школе был выделен отряд под названием «Барабан». И лентяи боялись быть вызванными на «барабан»! Приходилось подтягиваться, не портить показания отряда в школьном соревновании.
В это время в школе оборудуются кабинеты по химии (Голосева К.М.), физики (Фомичев П.К., Дмитриева В.Д.), биологии (Агапова А.П.).
Оборудуется класс для занятий физической культурой в осеннее – зимний период (Сафонова К.В.). Школа получает большое количество лыж с жестким креплением, коньков. На соревнованиях по лыжам в районе («Хоперская лыжня») и по пятиборью наши спортсмены неоднократно занимали призовые места. Школа получает здание под интернат, где ежегодно жили от 80 до 100 и более детей из окрестных хуторов.
Детей все больше, в школе становится тесновато, классных комнат не хватает. Да и здание ветшает. В каждом классе – печь. Дежурный класс ежедневно заготавливает дрова и уголь, чтобы техничка рано утром затопила печи, которые иногда дымили, но не грели, и приходилось работать и учиться одетыми.
С приходом в школу Федоровой Л.И. в качестве директора в школе начинается капитальный ремонт, школа подсоединяется к центральному отоплению. За отсутствием печей классные комнаты становятся просторнее. В школе тепло, уютно, чисто. Но тесно! Поселок тем временем расстраивается, хорошеет, на окраине села вырастает новостройка, так называемый «Майский поселок». Практически нет старых домов, на их месте строятся новые, на улицах тротуары, центр объявлен пешеходной зоной. И вот в нашем зеленом, уютном, родном селе, окруженном прудами как жемчужным ожерельем, возводится новая трехэтажная школа.
Совхоз «Искра» долгие годы возглавлял легендарный директор Иван Васильевич Беляев. Многое что нажили при нем, помогает существовать поселку и сегодня. В октябре 1979 года вся округа собралась на новоселье. Для местной детворы построили новую школу на 350 мест. Настоящим дворцом казалась она местным школярам, впрочем, и сегодня не растеряла былого величия.
Светлые классы, просторные рекреации, кабинетная система, спортзал, столовая, тренажерный зал, компьютерный класс. В школьном дворе спортплощадка, бетонированная беговая дорожка, аллеи из берез, рябины, ивы, черемухи, елей, пришкольный участок для выращивания овощей для нужд школьной столовой. Любят ребята свою школу, свой школьный двор, и за все это, к юбилею И.В. Беляева учитель Гайдукова Е.В. от имени ребят и учителей написала эти теплые строки благодарности:
Старое школьное здание переоборудовано под интернат и детский садик.
В новой школе ребята старших классов собирают мебель, кабинеты закрепляются за учителями-предметниками, школа начинает работать в режиме «школа продленного дня». Столовая здесь же, и после горячего полноценного обеда и часовой прогулки дети садятся с воспитателями и учителями за подготовку домашних заданий. В школе работает радиокомитет. Все поздравления, сообщения из жизни школы по всем направлениям учебно-воспитательного процесса, развлекательные музыкальные передачи на большой перемене – по радио. Налажено дежурство, регулярно проводятся предметные недели с целью привития интереса у учащихся к учебе, что отражается в школьной печати и на школьных линейках, регулярно идет работа по профориентации. И, конечно же, работают факультативы и кружки по интересам. Естественно, связь с совхозом не прерывается, учащиеся по-прежнему по первому зову готовы помочь в сельхозработах. Под руководством учителя музыки
Глуховского В.П. в школе организован ВИА «Смена», который пользуется огромной популярностью на школьных вечерах. Со дня открытия школы прошло около 30 лет, а кажется, что это было только вчера. Большим стимулом в учебе были ежегодные, иногда даже дважды в год, туристические поездки, которые устраивались благодаря родителям и, в первую очередь, Зуевой Надеждой Ивановной, тогда еще заместителя директора по воспитательной работе. Куда только не ездили школьники с классным руководителем! Это, прежде всего Урюпинск, Волгоград, Москва, затем Украина, Финляндия, Санкт-Петербург, Карелия, Кавказ, Крым и т.д. Сама подготовка к поездкам учила детей этике поведения, умению путешествовать, ведь любое путешествие расширяет кругозор, учит наблюдательности, вписывать новое, интересное.
Чем же таким особенным отличается искринское народное образование? Вроде глухая провинция (64 км до районного центра), времена для школ, а тем более сельских, сложные, финансирование скудное, какие уж тут новации за передовые методы обучения и воспитания? «Но, – как говорит наш вечный оптимист директор школы Зуева Н.И., – не будем про невзгоды и трудности, они и так у всех на слуху. Наш коллектив живет по принципу: все, что можешь, сделай сам, не получится – попробуй еще раз. Если глаза горят и есть желание сотворить что-то необычное, то непременно получится».
Начало 90-х годов ознаменовалось хроническим безденежьем, а школа, несмотря на скромные запросы, требовала средств на содержание и ремонт. Недолго думая, директор берет 100 га земли. Последовали две цели: дать возможность старшеклассникам на практике применить теоретические знания по машиноведению и заработать так необходимые материальные ресурсы. Все это здорово выручило школу. На свои, честным трудом заработанные деньги купили один компьютер для кабинета информатики, линолеум на полы, другие «дыры» школьного бюджета залатали. Неоднократно Искринская школа занимала призовые места в районном смотре-конкурсе по подготовке школ к учебному году.
В распоряжении школьников богатейшая даже по нынешним меркам производственная мастерская, где при желании любой школьник может освоить слесарное, столярное, токарное дело. Вместе с аттестатом ребята получают удостоверение трактористов (учитель Смольянинов В.А.), а девчонки осваивают поварское и кулинарное искусство
(учитель Дружинина И.И.). Не теряет Искринская школа и по показателям в учебном процессе. Немало медалистов вышли из этих стен, ежегодно многие выпускники поступают в ВУЗы, в том числе и по целевому направлению.
В школе полностью укомплектован кабинет информатики
(учитель Зуев А.А.) так что современные электронные технологии для сельских старшеклассников не новинка. А множительная техника очень выручает и преподавателей.
После того, как пионерия и комсомолия остались в прошлом, образовался некий вакуум, детей объединяет только учеба. Надежда Ивановна рассказывает, как преодолевали кризис общественных организаций: «Для начала создали совет школы, он объединил учителей, школьников, родителей для совместного решения насущных вопросов».
Но ребята хотели большего. Жаркие споры и дебаты выдали грандиозный проект – создание школьной парламентской республики, во главе которой должен стоять самый настоящий президент, срок полномочий которого, согласно разработанному местному законодательству, один год. Первым президентом школьного парламента была избрана Мазурова Катя.
Искровская школа последние годы стала не просто образовательным учреждением, но и центром физкультурно-массовой работы. После окончания учебных занятий и до позднего вечера принимают спортивный и тренажерный залы всех желающих показать свою силу и сноровку. Летней порой кипят спортивные баталии на спортплощадках и совхозном стадионе, где стало традицией каждый год проводить День молодежи и футбольные матчи на кубок бывшего директора совхоза и почетного гражданина города Урюпинска Беляева И.В., и эти мероприятия проходят на районном уровне. И в дни этих праздников гостей принимает радушная школьная столовая. Директор школы работает в тесной связи с администрацией поселка, глава которой неугомонный Азаров А.З.следит за подвозом детей из хуторов на школьной газели.
Немало усилий потребовалось Надежде Ивановне для прохождения различных бюрократических инстанций, чтобы поселить в школе детсадовских шестилеток, ведь надо готовить малышей к школе.
Сейчас ясно одно – у Искровской школы есть хозяева, настоящие, заботливые и бережливые. Все классы уютные, оформлению могут позавидовать даже в элитных городских. В школе создается музей школы.
К 70-летнему юбилею работа Искровской школы была отмечена в областной периодической печати. Сколько поколений искровцев прошли через эти классы в самостоятельную жизнь, прославили свою землю успехами в труде, науке, военной и государственной службе!
Из 29 человек, работающих сейчас в школе, 15, в разные годы, были ее выпускниками, и, выучившись, вернулись сюда на работу. М.П.Челобитчикова «Отличник народного просвещения», учитель первой квалификационной категории, как впрочем, и ее коллега В.Н.Демченко, имеющий такие же отличия.
Творчески, со знанием дела учат премудростям наук детей, а то и внуков своих бывших одноклассников В.А.Иванова; Л.И.Мазурова; А.И.Смольянинов; «отличник народного просвещения» Гаврилова В.Н.; З.П.Гривенко; И.И.Дружинина и другие выпускники школы.
Особым профессионализмом в преподавании родного языка отличаются В.Н.Селиверстова и Кретинина Т.С., в учении преподнести ученикам законы математики славится Т.Д.Лысенко.
Опытные о добросовестные замы З.В.Герасимова (теперь О.А.Смольянинова) и Г.А.Челобитчикова помогают своему директору Н.И.Зуевой решать как административные, так хозяйственные вопросы. Хотя Надежда Ивановна в труде имеет огромный багаж: 35-ый год она в школе, 18-ый – директором. Будучи заместителем директора, была награждена орденом «Дружбы народов».
Умеют в Искровской школе и учиться и работать. Триста девяносто тысяч рублей заработали за последние годы старшеклассники на сельхозработах. Юноши 10х – 11х классов вместе с мастерами производственного обучения В.А.Смольяниновым и А.А.Зуевым работают на технике наравне со взрослыми. Деньги идут на укрепление материальной базы, проведение различных мероприятий, на поощрение отличившихся.
Школа в сельской глубинке, как и положено крепкому коллективу, имеет свои династии педагогов Смольяниновых, Зуевых, Захаровых. А искровские выпускники, зачастую без медалей, успешно штурмуют волгоградские и воронежские ВУЗы.
За годы существования школа выпустила не одну тысячу человек. Если посмотреть на карту мира, то наших учеников можно встретить на Сахалине и Дальнем Востоке, в Болгарии и Америке, в Москве, в Волгограде, В Урюпинске. Это медики и механизаторы, животноводы и полеводы, руководители хозяйств и административные работники, педагоги и деятели искусства и науки. И всем им путевку в жизнь дала наша школа и наши учителя. Но где бы ни были наши выпускники, но, по сложившейся школьной традиции, они съезжаются, слетаются на ежегодные январские встречи школьников со студентами, на майские юбилеи встречи со своими радостями и печалями, с бесконечными воспоминаниями. К этим встречам школа готовится, как готовятся дома к встрече любимых и долгожданных детей. Поселок «Искра», – это, как сказал местный композитор-песенник Рогожин Г., – «Искра – Искриночка, широкие поля, моя грустиночка и радость моя,» где отчий дом, где «на обочинах цветистых рой ромашек золотистых» и – Школа, берег детства, который никогда забыть невозможно.